Главная » Файлы » Мои файлы |
25.03.2010, 10:50 | |
Прекрасные и беззащитные. С большим трудом
пробиваются тёплые воздушные массы в наши края, но и того немногого уже
достаточно для пробуждения природы. Только сошёл снег, как на хорошо
прогреваемых склонах появляется наш самый маленький и невзрачный представитель
семейства лилейных—гусиный лук,-это значит, действительно пришла весна. Чуть
позже вдоль речушек и ручьёв расцветают мать-и-мачеха и хохлатка. Приятно
слушать как пчёлы-трудяги и солидные шмели суетятся вокруг этих первых цветков.
Приятно видеть это буйство весны и многие люди стремятся приобщиться к нему.
Одни идут в лес и заворожённо созерцают, вдыхая нежные ароматы земли.
Другие—приходят в лес как варвары, как бездушные потребители и вскоре с горечью
наблюдаешь в руках таких «любителей» природы охапки завядших первоцветов,
которые, естественно, будут выброшены. Нет смысла спрашивать таких людей о
содеянном, ведь почти всегда можно услышать в ответ: «а там ещё есть» или
«каждый год вырастает». А так ли это ? биологи и краеведы нашей области
утверждают, что от варварского истребления страдают в первую очередь
первоцветы, т.к. именно им достаётся первая волна человеческой «любви» и именно
первоцветам труднее всего восстанавливать свою численность (ведь живут-то они
чаще всего не более месяца). Сейчас уже мало кто помнит, что северная
орхидея—любка двулистная—росла под деревьями в ближайшем овраге, как прекрасны
были наши луга, кода расцветал пион тонколистный (иногда его ещё называют
лазорник), какое редкое своеобразие привносила нежная гвоздика-травяночка нашим
степям… Всё это уже в невозвратном прошлом.… Хочется всё же
надеяться, что не все мы превратились в бездушных потребителей,
руководствующихся в жизни одним принципом: «а это кушать можно?». Хочется
верить, что люди найдут в себе силы быть ЛЮДЬМИ … Природа каждый час и каждый
миг способствует этому, направляет и помогает. Если хотите доброты к себе, будьте добрыми по отношению к
ПРИРОДЕ и думайте всегда так: «Я
должен над цветами наклониться Не
для того, чтоб рвать их, иль срезать, А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им
показать!»
Самед Вургун Введение
Уже не одно столетие человечество сталкивается с проблемами,
которые принято называть глобальными, проблемами им самим и порождёнными –
экологическими. Учащение экологических катастроф в последнее время заставляет
людей всё чаще задумываться о своём будущем, о будущем детей, в связи с чем в
педагогическую практику почти повсеместно включается экологическое воспитание.
Важно показать наглядно разницу между тем, что было ( и как прекрасно «оно» было
) – на примере национальных парков и заповедников – и тем, во что «человек
разумный» (взятый в кавычки в данном случае перед нами не биологический термин,
кавычки лишь подчёркивают сомнения в разумности человека, ведущего себя
неправильно) превратил Землю. Выход из экологического кризиса представляется
в переоценке ценностей, в экологическом императиве всех сфер деятельности
человека, в первую очередь – в области образования и воспитания. Именно
экологическая неграмотность, непродуманные природопреобразующие проекты,
недобросовестность и низкий эколого-квалификационный уровень специалистов
становятся причиной многих экологических проблем. Постоянное общение с молодым поколением
вынуждает сделать неутешительный вывод о том, что у молодёжи формируется в
основном потребительское отношение к природным богатствам! Чтобы не потерять
это поколение, были созданы предлагаемые разработки, носящие воспитательный
характер. Предлагаемые игры, экскурсия и викторина
были апробированы в Вольском сельхозтехникуме, ряде школ Саратовской области и
получили положительные отзывы администраций образовательных учреждений,
учителей и преподавателей, и, что самое важное, самих учащихся. Они указывают
на важное значение экологического воспитания в современном мире, предлагают продолжить
проведение подобного рода мероприятий, направленных на познание родной природы,
отмечают непоказной характер работы. При подготовке к проведению мероприятий
следует учесть некоторые особенности: у учащихся должна быть мотивация, они
должны прочувствовать всю важность проделываемой работы; для конкретного
наполнения игр, экскурсий и т.п. следует брать только местный материал; само
мероприятие дополняется различными фотовыставками, конкурсами композиций из
природных материалов, плакатами и высказываниями и т.п.; немалое значение для
эмоционального воздействия имеет правильно подобранное звуковое сопровождение.
Творчески мыслящие педагоги естественно дополнят данные рекомендации своими находками.
Авторы желают своим коллегам успехов в деле экологического воспитания. | |
Просмотров: 707 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |