[НЕСКРЕБТОВ АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ ]
Главная » Файлы » Мои файлы

"если бы да кабы", внеклассное мероприятие по экологии
14.03.2009, 21:02

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

Тема: «Если бы да кабы…»

Цели и задачи:

·        Углубить экологические знания учащихся.

·        Продолжить формирование экологического мышления и экологического самосознания.

·        Развивать умение быстро и чётко формулировать ответ в условиях недостатка времени и повышенного внимания товарищей.

·        Продолжить пропаганду здорового образа жизни.

Форма проведения: брейн-ринг, дискуссия.

Место проведения: читальный зал, актовый зал.

Время проведения: 45 -50 мин.

Оформление и оборудование:

·        Плакат – тема занятия.

·        Аудиомагнитофон и кассетные записи музыки.

·        Фотоаппарат.

·        Рисунки – изображения предметов и явлений, обсуждаемых на занятии.

·        Призы.

·        Цветные жетоны для жеребьёвки.

·        Выставка экологической литературы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I.                   Подготовительный этап.

II.                Вступительное слово преподавателя.                                

III.             Основная часть: 

     1. «Лоб-в-лоб»: дискуссионное решение экологической задачи.

     2. Брейн-ринг.

IV.     Заключительный этап:

1.    Подведение итогов занятия, награждение.

2.    Заключительное слово преподавателя.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

         Перед мероприятием следует тщательно подготовить помещение: расставить при помощи учащихся столы для дискуссионных групп и для проведения брейн-ринга, предусмотреть удобное расположение приглашённых и зрителей; вывесить транспарант с названием темы мероприятия; совместно с библиотекарем приготовить выставку литературы экологической направленности; совсем не лишним будет присутствие на стенах зала компьютерных распечаток изображений обсуждаемых предметов и явлений (в качестве подсказки затрудняющимся).

         В момент входа учащихся в помещение преподаватель вручает им без объяснения жетоны одинакового цвета, на обратной стороне которых тремя цветами проставлены цифры от 1 до 5, а на остальных – цифр нет (это несомненно заинтересует).

 

Вступительное слово преподавателя:

         - Уважаемые коллеги – экологи! Мы собрались сегодня с Вами, чтобы попытаться решить важные экологические задачи. В ходе разворачивающихся дискуссий - найти наиболее оптимальные решения. На данном занятии предусмотрены два этапа: собственно дискуссия по поставленной задаче и брейн-ринг. От вас требуется проявить не только активность, но и  качество знаний. Зарабатывайте очки – получайте призы!

 

«Лоб-в-лоб»

 

          Преподаватель приглашает учащихся занять места за приготовленными столами по следующему принципу: получившие на входе жетоны с синими цифрами – первая команда, с чёрными – вторая команда, с красными – группа экспертов, а остальные – активные зрители.

         Зачитывается задача: «Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях , где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт?»

         Учащиеся первой группы должны за несколько минут, посовещавшись между собой, сформулировать аргументы, подтверждающие следующий вывод: «у родителей этих детей в процессе курения изменился генотип и они передали предрасположенность к курению своим детям по наследству».

         Задание второй группе: аргументируйте другой возможный вывод : «дети стали курить в этих семьях потому, что наблюдали образец поведения со стороны родителей, подражали им».

         Эксперты формулируют своё, особенное мнение по предложенной задаче. А также: выслушивают аргументацию спорящих сторон, дают заключение по поводу научности и достаточности выводов.

          (В случае, когда «эксперты» по какой-либо причине не могут сформулировать своё решение задачи, руководитель может предложить им ещё один заранее заготовленный вариант: «дети, находясь в задымлённом помещении, получают определённую дозу никотина. Происходит привыкание. Т.к. никотин является слабо наркотическим веществом, то в дальнейшем у ребёнка развивается ложная потребность в курении».)

 

         В то время, пока группы занимаются решением проблемы, предлагаю активным зрителям прямо на месте попарно разделиться: за тридцать секунд вы должны будете найти ответ на вопрос: «В средние века была и такая казнь – «под колоколом». В чём смысл казни и кто был палачом?» (Ответ: если осуждённого поставить под колокол и ударять по металлу, то обязательно произойдёт разрушение здоровья вплоть до смерти под воздействием сильных звуковых колебаний, приводил приговор в исполнение сам судья.)

        

         Время обсуждения проблемы в группах вышло. Давайте послушаем ваши аргументы. (Слово поочерёдно предоставляется представителям всех трёх групп, преподаватель или ассистент  направляют ход дискуссии, подводят краткий итог, отмечая явные неудачи и достоинства предложенных ответов.)

 

Брейн-ринг

 

         А теперь я вновь предлагаю активным зрителям принять участие во второй части нашего занятия. Сейчас я определю две пятёрки  игроков брейн-ринга. За левый стол садятся……., за правый стол я приглашаю……. Команда, ответившая правильно, остаётся, а неудачники выбывают, и их место занимает следующая пятёрка. И так до окончания игры. У меня два помощника: первый чётко зачитывает вопрос, второй следит за качеством ответов, я  определяю – какая группа готова первой и слежу по секундомеру за временем, которого всего 30 секунд!

 

Первый вопрос: «Одна богатая лондонская леди, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?»  (Возможный вариант ответа: «т.к. помещение непроветриваемое, то в нём за ночь от внесённых растений скопились обильные испарения (у тропических – повышенная транспирация) и выделяемый ими ночью преимущественно углекислый газ».)

 

Второй вопрос: «Вьющиеся растения часто располагают по фасадам зданий. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Определите его.» (Возможный вариант ответа: «располагаясь на внешней стене дома, вьющиеся растения летом уменьшают степень нагрева здания, а в холодные периоды – защищают от ветра; являются также хорошими пыле- и шумоуловителями».)

 

Третий вопрос: «В Париже, королевском дворце Лувр в XIVXV веках функционировал водопровод со свинцовыми трубами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов королевской семьи Валуа. Есть ли взаимосвязь между выше перечисленным, какая?» (Возможный вариант ответа: «свинец, растворяясь в микродозах в водопроводной воде, накапливался в организме и вызывал, среди прочих причин, нарушения генетического аппарата членов королевской семьи».)

 

Четвёртый вопрос: «В городском храме искусств Саутпорта (Англия) неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов. Тем не менее, однажды, грызуны пропали. Почему?» (Возможный вариант ответа: «в этом зале стали часто проводить рок-концерты, издаваемые современными инструментами инфразвуки распугали мышей».)

 

Пятый вопрос: «Какие результаты можно ожидать при сравнительном обследовании детей, проживающих в близи аэропорта и детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихой сельской местности?» (Возможный вариант ответа: «дети, проживающие в районе аэропорта, не смотря на привыкание к шуму самолётов, будут постоянно испытывать шумовой стресс, будут наблюдаться соматические расстройства, вызванные мощным излучением радиолокационных станций…».)

 

Шестой вопрос: «Один из врагов человека – комар. Он является переносчиком малярийного плазмодия и вирусов лихорадок. Что будет, если удастся каким то способом избавиться от всех комаров?» (Возможный вариант ответа: «в таком случае вред может оказаться гораздо большим, чем предполагаемая польза: нарушатся пищевые цепи в водоёмах, погибнут ценные породы рыб и др. животных, могут размножиться другие, более вредные для человека  организмы».)

 

         Итак, давайте подведём итоги занятия. Поднимите пожалуйста ваши руки, чтобы можно было подсчитать заработанные вами жетоны за правильные ответы. Предлагаю наградить …………………………….., как наиболее отличившихся вот этими призами.

         Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков экологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам задачи были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. Мы все должны постоянно помнить о той тонкой грани, которая отделяет человека разумного от человекоподобных особей с потребительским отношением и заносчивостью «царя природы».

Категория: Мои файлы | Добавил: nal260667
Просмотров: 7641 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: