Главная » Файлы » Мои файлы |
14.03.2009, 20:34 | |
II. ТРОПА ЗДОРОВЬЯ
Судьба природы – наша судьба. Это не фраза, не лозунг. Это
истина, истина более серьёзная, чем может показаться на первый взгляд. И мы,
живущие на планете Земля , должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом
и чувством. Постичь ради нынешних и будущих поколений. Планета людей в опасности. Это не
истерический крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За
этими словами – горькая истина. Мы привыкли считать. Что природа всесильна,
забывая при этом, что она ранима и хрупка. Например, те же леса исчезают с
огромной скоростью: зелёное одеяние Земли ежегодно сокращается на 1%. Наша планета безвозвратно теряет десятки
видов животных и растений. Красная книга разбухает от всё новых и новых
названий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы.
Загрязняется воздух и становятся
безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы…. Вот почему говорить сегодня об
экологии – это значит говорить не только об изменении природы, а о состоянии её
здоровья. Тревожный набат зовёт к разуму. Вольский сельхозтехникум сделал немало в
поисках и применении новых нестандартных форм и способов внеклассной работы по
экологическому воспитанию учащихся. Важным элементом такого воспитания является
летняя экскурсия – пикник, своего рода путешествие по «тропе здоровья» в
окрестностях техникума. Особенностью этой формы экологического воспитания
является сочетание осознания уникальности ландшафта, флоры и фауны родного края
с активным, здоровым отдыхом на природе. Такое мероприятие оставляет
благоприятнейшее психо-эмоциональное отражение в душах ребят, способствует
воспитанию в них настоящих граждан нашей великой страны! ПЛАН В ходе проведения внеклассного мероприятия «Тропа здоровья»
ставятся следующие цели и задачи: -изучение
особенностей ландшафта, жизненных форм растений и их многообразия, знакомство с
отдельными охраняемыми и просто с интересными природными объектами,
формирование навыков анализа состояния среды; -продолжить
формирование бережного отношения и ответственности за природу родного края, за
всё происходящее вокруг; -
воспитывать
любовь к Родине, патриотизм; развивать социальную активность и инициативность. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И
ОБОРУДОВАНИЕ А) схема – маршрут тропы здоровья; Б) посуда и продукты; В) пакет для мусора; Г) рюкзаки; Д) волейбольный мяч; Е) фотоаппарат; Ж) топор… ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 1.
Подготовка
к экскурсии-пикнику: 1. предварительно обсудить с учащимися все подробности
мероприятия; 2. сделать все приготовления за день до экскурсии; 3. провести инструктаж по технике безопасности. 2. Проведение экскурсии-пикника: 1. сбор на установленном месте; 2. предварительная беседа о предполагаемых объектах
природы, которые можно наблюдать по ходу экскурсии; постановка целей и задач
мероприятия; 3. пикник: а) организация приготовления шашлыка; б) сбор
трав и приготовление травяного чая; 4.
активный отдых:
а) игра в мяч; б) фотографирование; в) самостоятельные наблюдения учащихся в
лесы и у водоёма; г) зарисовки по итогам наблюдений; д) сбор экспонатов….. 3.
Подведение
итогов экскурсии – пикника: 1. заключительная беседа; 2. ответы на вопросы учащихся; 3. обработка экспонатов; 4. оформление альбома рабочей группы; 5. проведение фотовыставки. ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНЕЙ ЭКСКУРСИИ-ПИКНИКА
Маршрут. Предлагается: от техникума спуститься к ручью
Гремучему, перейти его и подняться по склону по грунтовой дороге вдоль посадок.
Пройти до трассы Саратов-Балаково, пересечь её, по северному берегу пруда Ванюшино достичь
окультуренного места для пикника около источника ручья Гремучего. Преимущество данного маршрута
заключается в том, что путь по грунтовой дороге не так утомителен, как по
асфальтовой. Открываются замечательные виды с высоты склона на техникум, учхоз
и во всю долину ручья Гремучего; по мере перемещения следует рассказать
учащимся об особенностях ландшафта, жизненных форм растений и их многообразии. Экскурсии в природу являются необходимой
формой организации учебной и воспитательной работы по экологии. Изучение
различных объектов и их комплексов в природной обстановке имеет большие
преимущества по сравнению с изучением их в аудитории. Наблюдение животных, растений и других
объектов в их естественных связях и развитии содействует активному формированию
осознанного отношения к Природе, правильного мировоззрения. Перед началом экскурсии следует провести вводную беседу, в
которой сообщается тема и задачи проводимого мероприятия, предъявляются
организационные требования, распределяются обязанности. Остановки: 1. При подъёме на верх склона открываются виды на посёлок
Вольского сельхозтехникума и долину ручья Гремучего. Необходимо обратить
внимание учащихся на влияние антропогенного фактора на состояние данного
конкретного биогеоценоза: из-за перевыпаса мелкого рогатого скота (коз) произошло уничтожение травяного покрова на
крутом склоне оврага. Учащиеся должны дать обоснованный прогноз состояния
ландшафта на 5-10 лет. Следует обратить внимание экскурсантов на степень
озеленения поселковой зоны, состояние древесных насаждений по сравнению с
естественной флорой долины ручья Гремучего. 2. На гребне холма стоит обратить внимание на видовое
многообразие травяного покрова склона южной экспозиции . Задание: почему
преобладают злаковые, полыни, кальциофилы?
Почему листья клёна татарского, дуба и других растений покрыты белым
налётом? Сделайте предположение о природе этого налёта. 3. Склон большого холма прорезан многочисленными
овражками. В данных микропонижениях наблюдается большее видовое многообразие в
условиях общего недостатка влаги. 4. При подходе
к трассе Саратов-Балаково на остепнённом лугу следует наблюдать
приспособительные особенности яблони: для защиты от погрызов зайцев, лосей и
других животных у яблонь развилась густая система колючих веточек, защищающих
нижнюю треть ствола. 5. С другой
стороны трассы на склонах меловых холмов наблюдать многочисленные
сурчины; поперёк склона—многолетние тропинки, вытоптанные коровами. 6. Вдоль северного берега пруда Ванюшино можно
обследовать и описать видовое многообразие флоры меловых холмов. На вершине
«Брежневской горки» -- дубовый верховой лес, в котором наблюдать : папоротник
орляк, ландыш, ветреницы, бересклет и другие растения; выделить ярусы,
объяснить причины их образования. 7. При спуске с холмов к берегу пруда Ванюшино
экскурсовод обращает внимание на характерные особенности водных и береговых
растений; просит установить несколько пищевых цепей или даёт иные задания. 8. Достигнув истока ручья Гремучего, следует провести
заключительную беседу, в ходе которой следует подчеркнуть многообразие
естественных ландшафтов и биогеоценозов на ограниченной территории, показать
практическое значение изученных объектов; стимулировать развитие активности
учащихся в деле охраны и обогащения родной природы. Пикник. Предлагается приготовить шашлык и фиточай. Девушки собирают душистые
травы для «фиточая» на склонах холмов: душицы, чабреца, шалфея, цветов липы,
земляники, полыни австрийской и др. После приготовления шашлыка на угли
ставится чайник с ключевой водой, после закипания которой, в него следует
опустить по несколько веточек каждого растения, можно добавить щепотку обычного
чёрного чая. Такой чай хорошо утоляет
жажду, тонизирует. После пикника кострище обязательно заливается водой, и
зола закрывается снятым ранее дёрном. Активный отдых. Учащимся предлагаются различные виды активного отдыха:
от игры в мяч до самостоятельных исследований природы в окрестностях лагеря. Что можно наблюдать в лесу летом или поздней весной: 1. цветение бересклета бородавчатого, вероник,
губоцветных и сложноцветных; 2. пение птиц: славок, коньков, зябликов и др.; 3. многообразие насекомых: жуков-дровосеков, древесных
муравьёв, бабочек и др.; 4. поведение грызунов. После отдыха учащиеся собирают объекты по полученным ранее от учителя
заданиям. Придя в учебное заведение, следует произвести
обработку собранного материала, что будет являться логическим итогом
проведённой экскурсии. Можно также оформить альбом с фотографиями и
зарисовками, к которому приложить отзывы ребят об экскурсии-пикнике или эссе на
экологические темы. | |
Просмотров: 2496 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |