[НЕСКРЕБТОВ АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ ]
Главная » Файлы » Мои файлы

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ (ЭКСКУРСИЯ)
14.03.2009, 20:34
II. ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

 (ЭКСКУРСИЯ)

        Судьба природы – наша судьба. Это не фраза, не лозунг. Это истина, истина более серьёзная, чем может показаться на первый взгляд. И мы, живущие на планете Земля , должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом и чувством. Постичь ради нынешних и будущих поколений.

        Планета людей в опасности. Это не истерический крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За этими словами – горькая истина. Мы привыкли считать. Что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Например, те же леса исчезают с огромной скоростью: зелёное одеяние Земли ежегодно сокращается на 1%.

        Наша планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Красная книга разбухает от всё новых и новых названий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы. Загрязняется  воздух и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы…. Вот почему говорить сегодня об экологии – это значит говорить не только об изменении природы, а о состоянии её здоровья. Тревожный набат зовёт к разуму.

        Вольский сельхозтехникум сделал немало в поисках и применении новых нестандартных форм и способов внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся. Важным элементом такого воспитания является летняя экскурсия – пикник, своего рода путешествие по «тропе здоровья» в окрестностях техникума. Особенностью этой формы экологического воспитания является сочетание осознания уникальности ландшафта, флоры и фауны родного края с активным, здоровым отдыхом на природе. Такое мероприятие оставляет благоприятнейшее психо-эмоциональное отражение в душах ребят, способствует воспитанию в них настоящих граждан нашей великой страны!

ПЛАН

        В ходе проведения внеклассного мероприятия «Тропа здоровья» ставятся следующие цели и задачи:

-изучение особенностей ландшафта, жизненных форм растений и их многообразия, знакомство с отдельными охраняемыми и просто с интересными природными объектами, формирование навыков анализа состояния среды;

-продолжить формирование бережного отношения и ответственности за природу родного края, за всё происходящее вокруг;

-        воспитывать любовь к Родине, патриотизм; развивать социальную активность и инициативность.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ

А) схема – маршрут тропы здоровья;

Б) посуда и продукты;

В) пакет для мусора;

Г) рюкзаки;

Д) волейбольный мяч;

Е) фотоаппарат;

Ж) топор…

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.   Подготовка к экскурсии-пикнику:

1.   предварительно обсудить с учащимися все подробности мероприятия;

2.   сделать все приготовления за день до экскурсии;

3.   провести инструктаж по технике безопасности.

2.   Проведение экскурсии-пикника:

1.   сбор на установленном месте;

2.   предварительная беседа о предполагаемых объектах природы, которые можно наблюдать по ходу экскурсии; постановка целей и задач мероприятия;

3.   пикник: а) организация приготовления шашлыка; б) сбор трав и приготовление травяного чая;

4.   активный отдых: а) игра в мяч; б) фотографирование; в) самостоятельные наблюдения учащихся в лесы и у водоёма; г) зарисовки по итогам наблюдений; д) сбор экспонатов…..

3.   Подведение итогов экскурсии – пикника:

1.   заключительная беседа;

2.   ответы на вопросы учащихся;

3.   обработка экспонатов;

4.   оформление альбома рабочей группы;

5.   проведение фотовыставки.

ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНЕЙ ЭКСКУРСИИ-ПИКНИКА    

        Маршрут. Предлагается: от техникума спуститься к ручью Гремучему, перейти его и подняться по склону по грунтовой дороге вдоль посадок. Пройти до трассы Саратов-Балаково, пересечь её, по  северному берегу пруда Ванюшино достичь окультуренного места для пикника около источника ручья Гремучего.

        Преимущество данного маршрута заключается в том, что путь по грунтовой дороге не так утомителен, как по асфальтовой. Открываются замечательные виды с высоты склона на техникум, учхоз и во всю долину ручья Гремучего; по мере перемещения следует рассказать учащимся об особенностях ландшафта, жизненных форм растений и их многообразии.

        Экскурсии в природу являются необходимой формой организации учебной и воспитательной работы по экологии. Изучение различных объектов и их комплексов в природной обстановке имеет большие преимущества по сравнению с изучением их в аудитории.

        Наблюдение животных, растений и других объектов в их естественных связях и развитии содействует активному формированию осознанного отношения к Природе, правильного мировоззрения.

        Перед началом экскурсии следует провести вводную беседу, в которой сообщается тема и задачи проводимого мероприятия, предъявляются организационные требования, распределяются обязанности.

Остановки:

1. При подъёме на верх склона открываются виды на посёлок Вольского сельхозтехникума и долину ручья Гремучего. Необходимо обратить внимание учащихся на влияние антропогенного фактора на состояние данного конкретного биогеоценоза: из-за перевыпаса мелкого рогатого скота (коз)  произошло уничтожение травяного покрова на крутом склоне оврага. Учащиеся должны дать обоснованный прогноз состояния ландшафта на 5-10 лет.

Следует обратить внимание экскурсантов на степень озеленения поселковой зоны, состояние древесных насаждений по сравнению с естественной флорой долины ручья Гремучего.

2. На гребне холма стоит обратить внимание на видовое многообразие травяного покрова склона южной экспозиции . Задание: почему преобладают злаковые, полыни, кальциофилы?  Почему листья клёна татарского, дуба и других растений покрыты белым налётом? Сделайте предположение о природе этого налёта.

3. Склон большого холма прорезан многочисленными овражками. В данных микропонижениях наблюдается большее видовое многообразие в условиях общего недостатка влаги.

4. При подходе   к трассе Саратов-Балаково на остепнённом лугу следует наблюдать приспособительные особенности яблони: для защиты от погрызов зайцев, лосей и других животных у яблонь развилась густая система колючих веточек, защищающих нижнюю треть ствола.

5. С другой  стороны трассы на склонах меловых холмов наблюдать многочисленные сурчины; поперёк склона—многолетние тропинки, вытоптанные коровами.

6. Вдоль северного берега пруда Ванюшино можно обследовать и описать видовое многообразие флоры меловых холмов. На вершине «Брежневской горки» -- дубовый верховой лес, в котором наблюдать : папоротник орляк, ландыш, ветреницы, бересклет и другие растения; выделить ярусы, объяснить причины их образования.

7. При спуске с холмов к берегу пруда Ванюшино экскурсовод обращает внимание на характерные особенности водных и береговых растений; просит установить несколько пищевых цепей или даёт иные задания.

8. Достигнув истока ручья Гремучего, следует провести заключительную беседу, в ходе которой следует подчеркнуть многообразие естественных ландшафтов и биогеоценозов на ограниченной территории, показать практическое значение изученных объектов; стимулировать развитие активности учащихся в деле охраны и обогащения родной природы.

Пикник.

Предлагается приготовить шашлык и фиточай.  Девушки собирают душистые травы для «фиточая» на склонах холмов: душицы, чабреца, шалфея, цветов липы, земляники, полыни австрийской и др. После приготовления шашлыка на угли ставится чайник с ключевой водой, после закипания которой, в него следует опустить по несколько веточек каждого растения, можно добавить щепотку обычного чёрного чая. Такой  чай хорошо утоляет жажду, тонизирует.

После пикника кострище обязательно заливается водой, и зола закрывается снятым ранее дёрном.

Активный отдых.

Учащимся предлагаются различные виды активного отдыха: от игры в мяч до самостоятельных исследований природы в окрестностях лагеря.

Что можно наблюдать в лесу летом или поздней весной:

1.   цветение бересклета бородавчатого, вероник, губоцветных и сложноцветных;

2.   пение птиц: славок, коньков, зябликов и др.;

3.   многообразие насекомых: жуков-дровосеков, древесных муравьёв, бабочек и др.;

4.   поведение грызунов.

После отдыха учащиеся собирают объекты по полученным ранее от учителя заданиям.

Придя в учебное заведение, следует произвести обработку собранного материала, что будет являться логическим итогом проведённой экскурсии. Можно также оформить альбом с фотографиями и зарисовками, к которому приложить отзывы ребят об экскурсии-пикнике или эссе на экологические темы.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: nal260667
Просмотров: 2496 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: