Главная » Файлы » Мои файлы |
14.03.2009, 20:17 | |
ДЕКОРАТОР – ОЗЕЛЕНИТЕЛЬ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-го КЛАССА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Безликие и однообразные антропогенные ландшафты,
окружающие нас не соответствуют современным эстетическим представлениям о том,
как должны выглядеть наши города и посёлки. При освоении элективного курса
учащие знакомятся с «азами» работы декоратора – озеленителя. Доставшееся от
советских времён безликое окружающее пространство срочно необходимо
облагораживать, чем и должны заняться молодые специалисты указанной профессии. Обучение
указанной специализации имеет цель дать учащимся знания и умения по озеленению
приусадебных и пришкольных участков, населённых пунктов, в том числе по
составлению эскиза парка, разбивке цветников, газонов, построению аранжировок и
т.п. Данная программа является примерной и рассчитана на 12
часов аудиторных и практических занятий. Она может дополняться и
корректироваться в каждом учебном заведении в зависимости от потребностей
слушателей, наличия учебной базы, времени года и т.п. Наиболее благоприятным
для освоения временем является 4-я четверть. Т.к. программа
содержит значительное количество ключевых понятий, на полноценное освоение
которых и практические занятия потребуется значительно большее время, чем
предусмотрено, учитель и учащиеся вправе сами определить приоритеты в изучении
тех или иных разделов. Итоговое занятие может проводиться в форме выставки –
конкурса работ учащихся, выполненных за время, отведённое на самостоятельную
работу, в период выполнения практических работ. На смотр – конкурс могут быть
представлены эскизы (муляжи, макеты) оформления клумб, цветников, газонов,
парков, ритуальные аранжировки и др. Задание для выполнения проектной работы
учащиеся получают на первом занятии, по мере совершенствования знаний и умений
они дорабатывают проект. В качестве основных форм обучения учащихся применяются
беседы, практические и самостоятельные работы. Во время практических занятий учащимся даётся задание,
по итогам выполнения которого они сдают отчёт. Промежуточными формами учёта знаний и умений являются:
написание рефератов, отчёты о выполнении практических работ, составление
проектов, изготовление эскизов и чертежей. В итоге обучения учащиеся должны знать: основы
зелёного строительства, характеристику и особенности выращивания хвойных,
лиственных пород и цветочных культур, принципы подбора декоративных растений
для озеленения, технологию ухода за растениями, принципы построения
аранжировок. Учащиеся должны уметь: разбивать участки, готовить
почвенные смеси для посадки, составлять схемы озеленения территорий и
размещения растений на клумбах, в аллеях, в помещениях, проводить посев,
посадку рассады, цветов, саженцев деревьев и кустарников, осуществлять уход за
растениями. Литература для учителя и учащихся в силу специфики
предмета совпадает и не подлежит разделению. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВВЕДЕНИЕ (1
ч.). Содержание деятельности декоратора-озеленителя, задачи
декоративного садоводства. Решение организационных вопросов. Задачи декоративного садоводства: эстетическое воспитание
граждан, улучшение архитектурного облика населённого пункта, создание здоровых
условий быта и отдыха. Декоративное садоводство за рубежом и в России. Задачи для учащихся: подготовка и защита проекта
благоустройства конкретного участка
территории местного населённого пункта, рекреационной зоны учреждения. Видеоэкскурсия, беседа, самостоятельная работа. ЦВЕТНИКИ И
ГАЗОНЫ (1 ч.). Цветники, их устройство. Проектирование и перенос
эскиза на местность. Соотношение основных частей цветника. Формы цветочных
насаждений: клумбы, орнаменты, рабатки, одиночные и групповые посадки. Малые
архитектурные формы. Подбор растений для посадки по высоте, времени цветения,
габитусу и колеру. Закон сочетания колеров. Ковровое цветоводство. Устройство
ковровых цветников. Газоны. Виды газонов по их назначению и составу
растений. Устройство газонов. Уход за газонами. Практическое занятие: анализ состояния цветников и
газонов с точки зрения их соответствия требуемым правилам. Самостоятельная работа: приготовление эскиза цветника
или газона для местного населённого пункта. ПАРКИ (1
ч.). Стили
парков. Древесно-кустарниковые насаждения общего типа (парки, скверы, бульвары
и др.) и закрытого типа (сады при школах, детских площадках, яслях, больницах и
др.). Их особенности. Элементы
оформления: массивы, аллеи, одиночные посадки деревьев и кустарников, их
характеристика. Альпинарии,
каменистые группы, водоёмы. Дорожки, площадки. Уход за древесно-кустарниковыми
насаждениями. Озеленение сельских населённых пунктов. Практическое
занятие: ознакомление со стилем местного парка, размещением декоративной
растительности и элементами оформления в нём. Самостоятельная
работа: составить эскиз одного из парков закрытого типа и рекомендовать его
организации. ДЕКОРАТИВНЫЕ
РАСТЕНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА (1 ч.). Декоративные
качества травянистых растений. Связь декоративных качеств с разными органами и
габитусом растений. Подразделение травянистых растений на группы, принятое в
декоративном садоводстве: однолетние (цветущие, декоративно-лиственные,
сухоцветы, вьющиеся), двулетние (весеннее- и летнецветущие), многолетние
(корневищные, корнеклубнелуковичные, луковичные и клубневые), ковровые и
водные. Краткая характеристика этих групп. Принципы подбора декоративных растений для
озеленения. Практическое
занятие: составить схему размещения растений открытого грунта для озеленения
территории учебного заведения. Провести посев, пикировку, черенкование, деление
декоративных растений. Подготовить почву для посадки. Провести посадку
декоративных растений. ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫЕ
ПОРОДЫ (1 ч.). Хвойные и лиственные деревья и кустарники. Их
происхождение. Декоративные качества деревьев и кустарников, связанные с формой
и строением кроны, остальных частей растений. Особенности выращивания
посадочного материала деревьев и кустарников. Беседа. КОМНАТНЫЕ
РАСТЕНИЯ (1 ч.). Комнатные
растения, их декоративное и санитарное значение, отношение к влажности воздуха
и степени освещённости помещения. Представители комнатных растений, их классификация
по экологическим группам. Практическое
занятие: составление схемы озеленения учебного корпуса комнатными растениями с
учётом их особенностей к экологическим требованиям. ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРАНЖИРОВКИ (1 ч.). История
развития аранжировки в странах мира и в России. История развития икебаны
(искусство составления букетов, распространённое в Японии). Основные
направления современной аранжировки за рубежом. Основные
направления аранжировки в России. ТИПЫ
АРАНЖИРОВКИ (1 ч.). Букет:
размеры, назначение. Бутоньерка: размеры, назначение, способы крепления. Венок:
форма и размеры в зависимости от назначения. Гирлянда: форма, длина, диаметр.
Применение гирлянд. Практическое
занятие: составить ритуальные аранжировки (букет или бутоньерку, гирлянду или
венок, оформить корзины). ОБОРУДОВАНИЕ,
ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АРАНЖИРОВОК (1 ч.). Инструменты
и материалы для составления аранжировок. Подбор материала для различных
аранжировок. Практическое
занятие: изготовить наколки, моховые подушечки, крепление держателей в вазах и
на основаниях. Самостоятельная
работа: заготовление для составления аранжировок веток, цветов, листьев, коряг,
плодов и т.д. ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ АРАНЖИРОВОК (1 ч.). Форма.
Расположение материалов в круглой и односторонней аранжировках. Определение
формы в зависимости от назначения и местоположения аранжировки. Силуэт:
треугольный, круглый, вертикальный, изогнутый, вогнутый, выпуклый. Выбор
силуэта аранжировки в зависимости от назначения композиции. Характер
растений: тяжёлый, средний, лёгкий. Основные и вспомогательные материалы.
Количество элементов в аранжировке. Принципы
построения аранжировок: цвет, равновесие, пропорции, ритм. Практическое
занятие: составление композиции по конкретной тематике. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
(1 ч.). Смотр
– конкурс эскизов и тематических композиций, подготовленных учащимися. Защита
проектов. План-конспект
занятия Тема: ОБОРУДОВАНИЕ,
ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АРАНЖИРОВОК Цели: сформировать знания по подбору необходимого оборудования и крепёжного материала
для фиксации определённых декоративных составляющих аранжировки, продолжить
развитие умений по сбору конкретных декоративных объектов в природе; продолжить
развитие эстетических представлений. Тип занятия: комбинированный. Объект
работы: инструменты и материалы для
составления аранжировок, природные объекты декоративного характера. Оборудование: проволока, блоки минеральной плиты (пористый
«кирпич»), бечева, мох, веточки, коряги, нож, ножницы, кусачки. Методы
обучения: беседа с использованием
проблемных вопросов, объяснение нового материала, самостоятельная работа
учащихся. Ход занятия 1. Организационный этап. Учитель предлагает рассмотреть несколько аранжировок и
ответить на вопрос: Как различные по размеру, форме и структуре части соединены
вместе и почему они не распадаются? Учащиеся знакомятся с натуральными объектами (если
есть такая возможность) или видеозарисовками из отдела флористики цветочного
магазина, плакатами и открытками. Высказывают свои предположения. Учитель подводит кратко итоги вводной беседы.
Выясняется, что существует множество способов фиксации растений и др.
декоративных элементов аранжировки. К ознакомлению с некоторыми из них мы и
приступаем, - это является целью занятия. Проводится инструктаж по технике безопасности труда. 2. Введение новых знаний. Учитель предлагает рассмотреть разложенные на столе
различные крепёжные материалы и сопоставить с конкретными декоративными
элементами аранжировки: для каждого типа аранжировки, каждого вида сосуда, каждого типа растения
необходимо применять определённый крепёж. 3. Оперирование знаниями. Учитель
предлагает учащимся выполнить следующие задания:
подобрать крепёж к гортензии, розе, тюльпану и
гиппеаструму, подобрать крепёж для формирования букета в высокой,
плоской, неглубокой широкой вазах, подобрать крепёж и зафиксировать в настольной композиции
цветы роз и орхидей, листья кувшинки, и т.п. Учащиеся разбиваются на группы по двое для выполнения
задания по выбору, они должны подготовить обоснование своего выбора. 4. Анализ и оценка итогов работы. Учащиеся защищают выполненную работу, обосновывая
сделанный выбор, демонстрируя итоги работы. Учитель комментирует и корректирует
выводы, даёт общую оценку. 5. Домашнее задание. Заготовить
для составления аранжировок ветки, цветы, листья, коряги, плоды и т.д. ЛИТЕРАТУРА ·
Алексеевский А.
Н. Питомники декоративных деревьев и кустарников. – М.: Стройиздат, 1965. ·
Киселёв Г. Е.
Цветоводство. – М.: Колос, 1964. ·
Комнатные
растения. Мини-энциклопедия. – Балашиха: ООО «Издательство Астрель» (АСТ),
2001. ·
Лунц Л. Б.
Городское зелёное строительство. – М.:
Стройиздат, 1974. ·
Николаенко Н. П.
Справочник цветовода. – М.: Колос, 1971. ·
Учебная книга
цветовода. – М.: Колос, 1974. ·
Задворная Т. Д.
Аранжировка цветов. – М.: «Эллис Лак», 1994. ·
Клевенская Т. М.,
Панкратов В. П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988. ·
Цветы в доме –
интерьер здоровья. – Н.-Новгород: «Времена», 1998. | |
Просмотров: 2396 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |