Главная » Файлы » Мои файлы |
14.03.2009, 20:15 | |
ФИТОДИЗАЙН ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-го класса. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В
последнее время всё более востребованными в нашей стране становятся профессии,
связанные с оказанием услуг, созданием более комфортной обстановки отдыха и
труда. К числу таких, несомненно, можно отнести профессию аранжировщика. Цель: учащиеся должны в полной мере
осознать взаимосвязь с природой и личную ответственность за её состояние;
сформировать любовь к растительному миру, развивать способность к эмоциональному
общению с природой, учащиеся должны углубить знания,
полученные на уроках биологии, экологии, технологии, ИЗО, получить начальные
практические навыки обращения с срезочным материалом (и др.); продолжить
формирование эстетических представлений о гармонии цвета и формы; цветочной
символике. Программа рассчитана на 12 (возможно
расширение до 24 ч.) часов учебных и практических занятий. Для проведения занятий используются
разнообразные формы обучения: беседы, практическая и самостоятельная работы,
экскурсии. Особое внимание следует уделить подготовке
и проведению практических занятий. Накануне каждого из них подготавливаются все
необходимые экспонаты и инструменты, привлекаются к этому и учащиеся. Во время практических занятий учащимся
даётся задание, по итогам которого они сдают отчёт. Промежуточными формами учёта знаний и
умений является написание рефератов; составление графиков, проектов
аранжировок; отчёты о выполнении
практических работ (оценивает учитель). Учащиеся должны знать: ·
Значение
окружающей среды в жизни человека. ·
Влияние
растений на человека. ·
Правила
обращения со срезочными цветочными культурами, сухоцветами. ·
Экологические
группы цветочно-декоративных растений. ·
Правила
выращивания декоративных горшечных (оранжерейных) растений. ·
Опасные,
ядовитые и лекарственные цветочно-декоративные растения. Учащиеся должны уметь: ·
Составлять
простейшие цветочные композиции. ·
Использовать
на практике навыки фитооформления интерьера. ·
Соблюдать
правили безопасности труда при выполнении различных работ по уходу за
декоративными растениями. Итоговое занятие проводится в форме
аттестации учащихся, в ходе которой они представляют и защищают свои проекты:
оформления интерьера цветочными
композициями из срезанных цветов и аксессуаров и др. Так как программа содержит значительное
количество ключевых понятий, на полноценное изучение которых и практические
занятия потребуется большее время, чем указано в программе, учитель и учащиеся
вправе сами определить приоритеты в изучении тех или иных разделов. Реализация программы возможна в любое
время года, т.к. рассчитана на ознакомление и обработку материала внесезонного:
горшечных и оранжерейных цветочно-декоративных растений. Литература для учителя и ученика в силу специфики предмета совпадает и не подлежит разделению. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВВЕДЕНИЕ (1 ч.). Содержание деятельности
фитодизайнера. Видеоэкскурсия в
цветочный магазин, салон флориста, озеленительное городское хозяйство, офис
организации, фойе ДК и т.п. Постановка задачи курса: подготовка и защита полноценного проекта
аранжировки для реализации его в конкретных условиях. Беседа. ВЕКОВЫЕ
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. ЗЕЛЁНАЯ КОСМЕТИКА, ТАЙНА "ЗЕЛЁНОЙ РУКИ". ЯЗЫК
ЦВЕТОВ (2 ч.). Места создания первых ботанических садов,
их устройство и назначение. Представления о единстве человека и
природы у народов древних цивилизаций (легенды и мифы). Чудо света: один из
первых ботанических садов на свете – "Висячие сады Семирамиды" в
Вавилоне (внешний вид, устройство, предназначение). Комнатные растения, используемые для
приготовления лекарств и косметики. Влияние растений на здоровье и
самочувствие человека. Растения, используемые для изготовления кремов,
лосьонов, масок в домашних условиях. Тропические и субтропические лекарственные
растения, способы приготовления лекарственных форм из растительного сырья. Народные приметы, суеверия, связанные с
комнатными растениями. Влияние цветов на настроение, чувства и желания людей.
Выражение с помощью цветов настроения, мыслей и чувств. Символика красок.
Народная символика растений и цветов. Практическая работа: "Осмотр
косметических и лекарственных средств, изготовляемых из растений".
Написание реферата по одной из тем занятия. ОСНОВНЫЕ
ГРУППЫ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ: ДЕКОРАТИВНО-ЦВЕТУЩИЕ,
ДЕКОРАТИВНО-ЛИСТВЕННЫЕ, ЛИАНЫ, АМПЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ, ЭПИФИТЫ, Классификация комнатных растений. Названия
представителей групп комнатных растений. Оптимальные экологические факторы их
выращивания в комнатных условиях. Природное местопребывание. Учащиеся должны уметь определять
представителей группы растений, соблюдать при их выращивании в комнатных
условиях необходимую взаимозависимость всех экологических факторов. Оптимальное
сочетание экологических факторов выращивания в комнатных условиях (субстрат,
свет, вода, тепло). Представители декоративно-цветущих:
сенполия, бегония, герань, фуксия, роза, орхидея. Представители декоративно-лиственных:
диффенбахия, папоротник, бегония, пальма, филодендрон, маранта. Представители лиан: ароидные, пассифлора,
плющ, филодендрон, бугенвиллия, виноградные. Представители ампельных: сеткреазия,
пеперомия, камнеломка, эписция, традесканция и др. Представители эпифитов: некоторые
папоротники, орхидеи и др. Представители суккулентов: агава, кактусы,
молочаи, гастерии, гаворции (хавортии), каланхоэ, толстянки, седумы. Практическое занятие: "Посадка
(пересадка, подсадка, перевалка) горшечных цветочно-декоративных растений
различных групп с учётом всех требуемых экологических факторов". Составление графика ухода за посаженными растениями отдельных
групп (самостоятельная работа). АРАНЖИРОВКА. ОБОРУДОВАНИЕ,
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
АРАНЖИРОВОК. СУХОЦВЕТЫ И ИСКУССТВЕННЫЕ
ЦВЕТЫ (2 ч.). Состав оборудования и различные цветочные
материалы для аранжировок: подставки, сосуды, аксессуары, инвентарь, крепёж,
вспомогательные материалы, необходимые для составления композиций из цветов.
Три группы цветочных материалов для аранжировок: цветочные растения, сухоцветы,
искусственные цветы. Разнообразие характера растений. Правила обращения со
срезочными культурами. Ассортимент растений, используемый для
создания букетов и композиций, виды обработки и хранения растений (для сухих).
Подбор, обработка и сохранение сухоцветов для создания букетов. История появления композиций из сухих
цветов. Ассортимент растений, наиболее часто используемый для создания букетов
и композиций. История появления искусственных цветов в Древнем Китае и Греции,
их современное использование. Практическое занятие: "Осмотр готовых
цветочных композиций, анализ структуры этих композиций по составу и характеру
монтажа. Обучение срезке и восстановлению свежести садовых цветов". Сбор
частей цветочно-декоративных растений разных видов (теплично-оранжерейного выращивания),
их обработка и подготовка к хранению с соблюдением необходимых требований
(самостоятельная работа). КОМПОЗИЦИИ
ЦВЕТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ АРАНЖИРОВОК (2 ч.). Общие принципы размещения цветочных
композиций в жилых помещениях. Стили композиций. Правила построения композиций.
Использование характера цвета в композиции и подборка цветов, гармонирующих
характеру помещения, его освещению, времени года. Понятие о равновесии,
пропорции, ритме цветочных композиций. Расположение материалов в круглой и
односторонней аранжировках. Определение формы в зависимости от назначения и
местоположения аранжировок. Силуэт: треугольный, круглый, вертикальный,
изогнутый, вогнутый, выгнутый. Выбор силуэта аранжировки в зависимости от
назначения композиции. Практическое занятие: "Осмотр
цветочных композиций. Определение их соответствия правилам построения".
Составление проектов цветочных композиций различных стилей. Составление
проектов аранжировок разной формы и силуэтов в соответствии с их назначениями
(самостоятельная работа). ВИДЫ
АРАНЖИРОВОК ИЗ ЦВЕТОВ (2
ч.). Букет: размеры, назначение. Бутоньерка:
размеры, назначение, способы крепления. Венок: формы и размеры в зависимости от
назначения. Гирлянда: форма, длина, диаметр. Применение гирлянд. Практическое занятие: "Формирование
букетов, бутоньерок, венков, гирлянд в соответствии с их назначением". ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ (1 ч.). Организация выставки. Учащиеся
представляют и "защищают" собственные проекты. Подведение итогов,
оценка деятельности. | |
Просмотров: 1373 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |